Почему падает качество школьного образования

Упрощение — мать ученья

 Несколько лет регулярных понижений минимального порога баллов ЕГЭ по разным предметам, увлечение учителей разного рода «презентациями» вместо решений задач, чехарда с учебниками и прочие реформы российской школы в последние годы привели к заметному даже обывателю снижению уровня образования. В итоге нынешние выпускники покидают школу со знаниями советского шестиклассника…

 

Почему падает качество школьного образования

фото: Михаил Ковалев

Почти две трети россиян уверены, что современное школьное образование хуже, чем было 10 лет назад, — такие данные приводит Исследовательский центр одного из крупнейших рекрутерских порталов. 64% опрошенных россиян уверены в деградации школьного образования, и основные нарекания у родителей вызывают изобилие различных образовательных программ, неглубокие знания, бюрократия, отсутствие устных экзаменов.

— Перед выпускными школьными экзаменами помогал младшему брату готовиться к алгебре и геометрии, — рассказывает житель подмосковного Подольска Антон Щербаков. — Я сам учился в школе с углубленным изучением физики-математики, потом пошел на физмат в вуз. У нас с братом разница — 8 лет, и я с удивлением обнаружил, что за эти годы сложность заданий в школе снизилась чуть ли не в разы! К примеру, по геометрии у нас было три признака равенства треугольников, а у них сейчас два — причем не в общем виде, а в частном: для прямоугольных. Учебник по алгебре в основном изобилует задачами, которых у нас в старших классах уже вообще не было, — теми, что решаются в одно-два действия. И это не хухры-мухры, а математический класс гимназии! Возникает вопрос: а как тогда решен переход от школы к вузу? Или институты, чтобы соответствовать, точно так же понижают планку уровня образования?!

— Я заметил, что уровень образования сильно упал, когда после окончания педвуза проходил практику в своей родной школе, — говорит учитель физики Сергей Маникян. — Дети не знают элементарных вещей; те, кто в моем классе с трудом учился на «тройки», сейчас получали бы за те же знания 4 и 5.

— Гуманитарные предметы точно так же страдают от упрощения, — сетует руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Например, на уроках литературы такое основополагающее произведение, как «Война и мир», проходят фрагментарно, без обсуждения общей картины романа. Это лишает наше образование той самой фундаментальности, присущей советской школе. Мы движемся к американской модели, в которой старшеклассники удивляются тому, что земля вращается вокруг солнца, а не наоборот… Винить за это нужно, разумеется, Минобрнауки, в чьем ведении находится концепция школьного образования.

Кто-то считает, что ничего страшного не происходит — знания эволюционируют и просто меняют форму. Если человек прекрасно ориентируется в технологиях и гаджетах, любую нужную информацию он получит буквально за секунду. То есть главная задача — быстро искать информацию, уметь ее анализировать, систематизировать, выделять суть.

Так-то оно так, но у нас почему-то всегда не к хорошему старому добавляют полезное новое, а резко кидаются в крайности. Как это выглядит, «МК» рассказывал заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Евгений Ямбург:

— Мой коллега, директор сельской школы на Алтае, поведал, что в этом учебном году в школу впервые пришли первоклассники, ни один из которых не умел читать даже по складам! Зато когда во время первой экскурсии по школе они попали в кабинет информатики, то мгновенно нашли на клавиатуре нужные кнопки и врубились в игры.

Совершенно очевидно, что это вовсе не «новая форма знаний», а результат наплевательского отношения родителей к дошкольному образованию и показатель уровня культуры в семье. С какими знаниями эти дети покидают школу?

— Точных исследований, подтверждающих «деградацию» современных детей, нет, — успокаивает завкафедрой психологии образования МПГУ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Подымова. — Есть данные, показывающие, что выпускной балл ЕГЭ никак не связан с успешностью обучения ребенка в вузе. Но, к сожалению, в целом инертность нашего школьного образования как системы приучает детей к готовым решениям, шаблонам и работе по образцу.

— Но тотальная неграмотность — она же очевидна… Откуда она?

— Логопедические ошибки (пропуск и замена букв) стоят на первом месте среди ошибок как при чтении (не дочитывают слова, заменяют слова, что искажает смысл прочитанного), так и при письме. Существует версия, что в безграмотности детей повинен Интернет, где они зачастую видят нарочито коверканную речь, а потом и сами начинают неправильно писать… Но безграмотно чаще пишут дети, имеющие низкую скорость чтения, — они не могут быстро раскодировать знаки в звуки, преобразовать буквы в звук и наоборот. На мой взгляд, именно в этом заключается причина безграмотного письма. А основа всего — отсутствие мотивации читать — и дома, и в школе…

— Сейчас даже в младших классах на партах компьютеры. Сказывается ли как-то на развитии детей тот факт, что с появлением планшетов и компьютеров они стали меньше писать от руки? Ведь из-за этого не развивается мелкая моторика.

— Мелкая моторика ребенка развивается не в школе, а гораздо раньше. Если ребенок в детском саду и дома практически не лепит, не вырезает, не делает аппликации, то, конечно, у него будут проблемы с мелкой моторикой в начальной школе. Почему это не делается в детском саду? Изменились программы (опять упрощение!), и сам садик все чаще становится «местом присмотра за детьми». А почему этим не занимаются дома? Да потому, что некогда — все ходят в бассейн, на английский, на танцы — «все куда-то ходят, а мы что, хуже?» Вот и получается, что ребенок приходит в первый класс и в первый раз в руках ножницы держит, не умеет держать карандаш, не умеет листать страницы в книге…

В последние годы параллельно шли два взаимоисключающих процесса: ослабление программы и усиление нагрузки на учителей — бумажной отчетности, увеличение численности классов, разнообразные попутные обязанности, курсы повышения — по ФГОСам и прочим новациям. Учителю и так вздохнуть некогда — какое там усиление даваемого материала… Впрочем, возможно, кого-то утешит тот факт, что в нашем главном нынешнем антиподе — США — дело обстоит ничуть не лучше! Мы ужасаемся детям, которые не знают, кто кому противостоял в Великой Отечественной, но среди американских выпускников школ не более 50% могут показать на карте Нью-Йорк. И это — реальное исследование тамошнего Национального географического общества.

автор: Евгений Балабас

Поделиться в соц.сети
  •  
  •  

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: